Воскресенье
2024-04-28
3:09 AM
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Rate my site
Всего ответов: 27
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ...

    Структура научно-исследовательской работы вполне четко определена, именно поэтому настоящая памятка предлагает комментарии по основным разделам исследовательской работы школьников.

    1.​ Оформление введения

    Введение – это вступление, объем которого не более 2 страниц компьютерного (машинописного) текста, содержащее основные характеристики всей работы.

    Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы исследования, то есть почему в настоящее время необходимо изучать поставленную проблему (что нужно изучить из того, что не было изучено), какие причины порождают исследуемую проблему, какие аспекты проблемы исследовались с точки зрения ее возникновения, попыток решения и современного состояния. Под проблемой предлагается понимать «разрыв» между желаемым и реальным состоянием систем, процессов и ситуаций.

    Далее отражаются параметры научного исследования.

    Цель исследования представляет описание планируемого конечного результата. В самом общем виде формулировка цели отвечает на вопрос: «Что нужно получить в итоге проведенного исследования?» Итогом может быть новая классификация, методическая разработка, новая интерпретация, модель концепции и т.д.Формулировка цели начинается со слов: выявить, выяснить, сформировать, обосновать, провести, построить, создать, составить, систематизировать и т.д. Содержание работы следует постоянно сверять с целью.

    Задачи исследования (3-4) – основные шаги на пути достижения цели.

    Гипотеза – предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, которое может подтвердиться или не подтвердиться в процессе работы. Исследование может включать: объект исследования (то, что рассматриваем); предмет исследования (часть объекта, которая рассматривается в работе); новизну (то, что сделано впервые) и перспективу исследования (при условии дальнейшей разработки темы).

    Вот как может выглядеть введение научной работы школьника.

    ВВЕДЕНИЕ

    Настоящая исследовательская работа посвящена проблеме…/ исследованию особенностей…в сопоставлении с…(на примере…).

    Изучением названной проблемы занимались (многие лингвисты). Библиография данной работы включает …работ, касающихся (различных аспектов изучения…). Однако, при всей обширности литературы по данному вопросу, работ, детально описывающих …из области…, не существует. По нашему мнению, в настоящее время изучение данного предмета (пласта лексики, мотива произведения и т.д.) приобретает особую актуальность в связи с (новым всплеском использовании …в последние десятилетия, когда…, возросшим интересом к рассматриваемому мотиву с точки зрения… и т.д.).

    Анализ …, изданных в нашей стране в различные годы, показывает, что… Кроме того,… .

    Проблема не нова. Подобная тематика подробно рассматривалась в работах (педагогов, психологов, лингвистов, литературоведов и т.д.). В то же время анализ…показывает, что… Это подтверждает и проведенный нами в ходе исследования (констатирующий, лингвистический, ассоциативный и т.п.) эксперимент.

    Актуальность темы. Проблема …является актуальной для современной (филологической) науки; актуальность проблемы состоит в том, что…; все вышеизложенное определяет актуальность исследуемой проблемы, заключающейся в противоречии между … и…, а также… и т.п.

    Цель исследования – раскрыть особенности …, показать … Целью данного исследования является систематизация и описание …, обоснование возможности…

    Гипотеза. Была выдвинута гипотеза, что…При исследовании выдвинутой проблемы мы исходили из следующей гипотезы: если …, то это позволит…Задачи. В соответствии с целью (гипотезой) исследования были поставлены следующие задачи. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: изучить научную (и художественную) литературу по теме; рассмотреть предложенные определения и классификации; сформулировать…; выявить, определить, описать …; проследить за хронологией …; провести сопоставительный анализ…; проследить, как … отразилось в творчестве…; проверить эффективность применения…; систематизировать сведения о …; показать сходства и различия …, оформив сведения в таблицу; составить таблицу и т.д.

    Методы исследования. В процессе работы использовались следующие методы исследования: анализ литературы (учебников и учебных пособий, документации, художественных текстов); сопоставительный межъязыковой анализ / системный анализ, связанный с классификацией материала; изучение и анализ результатов/продуктов деятельности; изучение и обобщение (педагогического опыта); наблюдение за процессом; метод опроса (в виде устного – интервьюирование; письменного – анкетирование; по классу должно быть опрошено 80 %, по школе – 25-30%); эксперимент (естественный/лабораторный) и др. К лингвистическим методам исследования относятся метод лингвистического комментирования; сравнительно-сопоставительный метод; семантико-стилистический метод; метод лингвистического эксперимента; количественно-статистический метод; метод разложения текста на уровни; метод концептуального моделирования и др.

    Новизна работы заключается в том, что в ней обоснована целесообразность и возможность …, а также выявлены …, определены…

    Работа состоит из введения, …параграфов (глав), выводов (заключения), списка литературы и приложения/приложений

    Наглядным результатом проделанной работы является (являются)…/В качестве иллюстрации к данному материалу было составлено … схем и таблиц. Библиография включает … источника/ Список использованных источников состоит из … наименований.

    II. Язык и стиль исследования

    1. Во всех исследовательских работах местоимение Я используется только во время ответов на вопросы после доклада. В тексте исследования и в докладе используются конструкции типа: мы полагаем/ мы считаем; нам представляется…; по нашему мнению…; нами разработаны рекомендации…; выявлены условия; в работе выявлено…; данные эксперимента показывают…; изучение опыта свидетельствует о том, что…; на основе выполненного анализа можно утверждать, что…; проведенные исследования подтвердили…; результаты позволяют заключить… и т.д.

    Для соблюдения логики изложения материала целесообразно использовать следующие слова и выражения:

    а) для выявления причинно-следственных связей: следовательно, поэтому, вследствие этого, отсюда следует, что… ;

    б) для демонстрации последовательности развития мысли: вначале, прежде всего, затем, во-первых/во-вторых, наконец, итак, таким образом, все вышеизложенное, все сказанное ранее, в заключение сказанного;

    в) для демонстрации противоречивости частей текста: тем не менее, впрочем, напротив, между тем;

    г) для перехода к новой части изложения, не выделенной какой-либо рубрикой: перейдем к рассмотрению…, рассмотрим подробнее…;

    д) для объективности восприятия текста употребляют: вероятно, по-видимому, разумеется, очевидно, по данным…, по сообщению.

    3. При ответе на вопросы можно использовать следующие высказывания:

    К сожалению, этот вопрос в работе не освещался. Это не входило в задачи исследования, но я могу, если вы позволите, высказать свое мнение. Более подробно этот вопрос рассматривается на … странице исследования.

    III. Оформление библиографии, цитат, ссылок, иллюстративного материала

    1.​ Библиография / список используемых источников

    а) Источники группируются в алфавитном порядке, начиная с русскоязычных (затем помещаются источники на иностранном языке). Если книга написана коллективом авторов или автор не указан, то она включается в список по названию. Исходные данные обычно располагаются га обороте титульного листа: Ряписов Н.А. Выпускная квалификационная работа в педагогическом вузе. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. – 137с.

    б) Образец оформления статьи из журнала / сборника (если журнал является центральным московским изданием, то место издания не указывается): Каптерев В.П. О саморазвитии и самовоспитании// Вопросы психологии. – 1999. — №7. – С.97-103. Для местного издания: … — Барнаул, 1998. — №7. – С.34-45.

    в) Оформление газетной статьи: после номера газеты указывают месяц издания – три начальные буквы названия месяца:

    Сергеева Е. Витя Валиев, хулиган из 1 «Г», судится с учительницей // Комсомольская правда. – 2001. — № 16. – сен. – С.16.

    2.​ Цитаты и пунктуация при цитировании (N – автор, Ц/ц – цитата)

    а) Прямое цитирование:

    1. Цитаты заключаются в кавычки, при условии, если часть цитаты выпущена, на месте пропуска ставится многоточие, поглощающее запятую или другой знак в этом месте. Кавычки не ставятся при цитировании стихотворного текста с сохранением разбивки на строки:

    Пушкин уверяет:

    На всех стихиях человек –

    Тиран, предатель или узник.

    Но: Пушкин пишет: «На всех стихиях человек – Тиран, предатель или узник».

    2. Если цитата идет после авторских слов и приводится не с начала предложения, то она начинается со строчной буквы: N утверждает: «…ц…». Если цитата стоит в начале предложения, то она пишется с прописной буквы (даже если цитируется не с начала предложения): «…Ц…» — пишет N.

    3. Если цитата сливается с авторским текстом, образует придаточное предложение или часть предложения, то она начинается со строчной буквы. Пропуск начала или конца цитируемого предложения не обозначается (кроме цитирования в «столбик» стихов, включенных в авторский текст):

    Наставник Онегина «учил его всему шутя»; наверное, поэтому и вышло, что «труд упорный ему был тошен».

    О Татьяне говорится,

    …что в милой простоте обмана

    Она не ведает обмана,

    Что она доверчива и нежна.

    4. Если предложение заканчивается цитатой и в конце ее стоит ?, ! или …, то после них ставят кавычки и точку: Мы помним начало пушкинского романа: «Мой дядя самых честных правил…». Если перед закрывающимися кавычками стоит ?, ! или …, те же знаки не повторяются после кавычек: Кто читал роман Чернышевского «Что делать?» (Сравните: «Я прочитал роман Чернышевского «Что делать?». Кто не слышал о романе «Что делать?»!).

    5. Способы указания в скобках автора:

    «Ц» (N). «Ц!?…» (N)

    «Ц». (N.) «Ц!?…» (N.)

    б) Косвенное цитирование:

    По мнению N, …

    N пишет (подчеркивает, утверждает, уверен), что необходимо …

    N отмечает (замечает, считает, полагает, признает необходимость)…

    3.​ Ссылка на источник

    а) Оформляется в виде номе библиографического списка в квадратных скобках, который ставится после упоминания автора или коллектива авторов: N [16] считает, что… .

    б) При ссылке на определенный фрагмент указывают страницу: N писал: «Ц» [16, с.10]. Возможен и следующий вид сноски: N писал: «Ц» (N, 1989, 10).

    В) Подстрочная ссылка. Источник описывается по правилам библиографического описания внизу страницы с указанием номера страницы. Например:

    Ряписов Н.А. Выпускная квалификационная работа в педагогическом вузе. – Новосибирск, 2002. – С.80.

    Когда один и тот же источник цитируется несколько раз, то название и выходные данные работы не повторяют, а указывают: Там же. – С.81.

    4.​ Иллюстративный материал:

    а) Таблицы имеют сквозную нумерацию (1,2,3 и т.д.) Над правым верхним углом таблицы помещается надпись. Например: «Таблица 3». Знак номера не ставится, кавычки не ставятся, точка после надписи не ставится. Если в тексте только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица» не пишется. Тематический заголовок располагается посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки в конце. Если данные таблицы опубликованы в печати, обязательна ссылка на первоисточник.

    б) Иллюстрации имеют сквозную нумерацию. В тексте работы на иллюстрацию делается ссылка, например, «(рис.3)», «как это видно на рис.3». Подпись под иллюстрацией включает тематический заголовок.

    в) Приложения (бланки опросов, фотографии, схемы и т.д.) помещаются после библиографического списка. Они оформляются на отдельных листах и нумеруются (если их несколько). Каждое должно иметь свой тематический заголовок и надпись в правом верхнем углу «Приложение 1».

    IV. Оформление заключения

    В заключении подводят итоги исследования. В нем содержатся выводы, обобщаются полученные результаты, в том числе и неожиданные, незапланированные результаты, указывается значимость полученных результатов, перспективы исследования, использования результатов (если это отмечено во введении). Если в начале работы выдвигалась гипотеза, то в конце указывается, подтвердилась она или нет.

    Используемые клише:

    Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что, в результате решения поставленных задач, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

    В результате эксперимента прошла апробацию и подтвердилась выдвинутая гипотеза. Было доказано, что…

    Сопоставление полученных данных дало возможность…

    Сравнение … позволяет утверждать, что…

    Особо было отмечено …

    В связи с тем, что …, было решено построить классификацию…, а не…

    Деление на группы производилось по двум основаниям: …

    В ходе работы было найдено …случаев…, что свидетельствует об актуальности / о неактуальности данного явления по отношению к исследуемым единицам.

    Исходя из…И в этом, на наш взгляд, состоит (главная особенность…).

    Была сделана попытка разработать методические рекомендации…

    Практическая ценность / значимость результатов исследования состоит в том, что (они дают материал для…).

    V. Варианты оформления содержания

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение……………………………………………………….3

    1.Название параграфа (главы)………………………………..5

    2. Название параграфа………………………………………..10

    Заключение…………………………………………………….18

    Список литературы……………………………………………20

    Приложение 1………………………………………………….21

    Приложение 2………………………………………………….23

    Содержание

    Введение……………………………………………………….3

    Глава 1. Анализ состояния

    1.1​ Теоретические аспекты исследования……………………5

    1.2​ ……………………………………………………………….8

    Глава 2. Практическое применение результатов

    2.2 Название параграфа……………………………………………12

    Заключение…………………………………………………………16

    Список использованных источников……………………………..18

    Приложение…………………………………………………………19