Общие положения
Научно-практическая деятельность школьников осуществляется в соответствии с положением о порядке проведения научно-практической конференции и включает в себя несколько этапов.
Первый этап – школьная научно-практическая конференция. На этом этапе происходит презентация научных работ педагогическому и ученическому коллективу школ, апробация выдвинутых положений (концепций) исследования, доработка наиболее слабых мест исследования с целью дальнейшего изменения или выстраивания более сильной системы презентации. Отрабатывается схема презентации работы (доклад, стендовый доклад, сообщение или другие формы).
Второй этап – районная научно-практическая конференция. На этом этапе работы представляются районной комиссии, защищаются основные положения работы, выдвинутая концепция. Целью данного этапа является отбор лучших работ и дальнейшее их выдвижение на городскую научно-практическую конференцию. Рекомендуемые к участию в городской научно-практической конференции работы отсылаются в «Юниор» с заявкой на участие.
Третий этап – городская научно-практическая конференция. Представленные работы проходят экспертизу, по результатам которой определяется целесообразность презентации на городской конференции и форма презентации.
Четвертый этап – региональный. Лауреаты городской научно-практической конференции становятся участниками региональной научно-практической конференции.
Пятый этап – всероссийская научно-практическая конференция.
Примерный состав индивидуального плана выполнения исследовательской работы учащегося
(по О.Д. Калачихиной)
1. Подготовительный этап
№
|
Этапы работы
|
Примечания
|
1
|
Выбор примерной темы (заглавия) работы
|
Задает направление исследования.
Окончательно формулируется при подготовке материалов к презентации.
Отражает суть выполненной работы
|
2
|
Определение цели работы
|
Позволяет учащемуся представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы.
Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент четко определена.
Оформляется письменно
|
3
|
Выбор объекта исследования, формирование опытной и контрольной группы
|
Определяется целью работы, реальными возможностями. Обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов
|
4
|
Формулирование рабочей гипотезы. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели
|
Жестко связаны с поставленной целью работы. Определяют этапы выполнения работы. Позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к поставленной цели
|
2. Основной этап
№
|
Этапы работы
|
Примечания
|
1
|
Поиск и изучение литературы по теме исследования
|
Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины и понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему
|
2
|
Формирование главы «Обзор литературы»
|
Строго структурирована, логична. Содержит только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы. Тесно связана с целью работы. Содержит ссылки на использованные научные источники
|
3
|
Выбор методов исследования
|
Определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновано с точки зрения получения достоверных результатов
|
4
|
Выполнение собственных исследований. Анализ полученных результатов
|
Проведение эксперимента или других элементов анализа. Построение графиков, составление таблиц. Сравнение полученных данных с уже известными результатами, опубликованными в научных работах. Определение достоверности полученных результатов. Определение дальнейшего направления деятельности
|
5
|
Подготовка отчета в виде научной статьи или научного доклада
|
Содержит следующие разделы:
1) введение с целью и задачами работы;
2) глава «Обзор литературы»;
3) глава «Материалы и методы»;
4) глава «Результаты и их обсуждение»;
5) выводы (результат собственной работы, отвечают на вопрос, сформулированный в цели);
6) список литературы
|
6
|
Подготовка работы к презентации
|
Определяется требованиями к конференции или издания, где планируется представлять работу
|
Памятка юного исследователя
Исследовательская работа – работа творческого характера, выполненная с помощью определенной научной методики, имеющая собственный экспериментальный или исследовательский материал, на основании которого производится анализ и делаются выводы. Непредопределенность результата – вот одно из основных качеств научно-исследовательских работ, что и отличает их от реферативных работ, наиболее полно освещающих избранную проблему из первоисточников без выдвижения собственной гипотезы или проблемы.
Структура научно-исследовательской работы вполне четко определена, именно поэтому настоящая памятка предлагает комментарии по основным разделам исследовательской работы школьников.
Специфика подготовки к научно-практической конференции школьников и студентов
(этапы работы и основные рекомендации)
|